11 окт. 2010 г. | By: Olga Bori L.

Представления о времени в психологии. М.Н. Семёнова Фактор времени

В понятийном аппарате психологии время присутствует всегда. Временная форма включена в основу устройства и функционирования психологического знания. Выяснение представленности и значимости для человека понятия «время» может внести вклад в построение модели его «образа мира». На протяжении истории цивилизации в оценке времени отчетливо проступают две тенденции - «линейное» восприятие времени, текущего от прошедшего к будущему и «циклическое» круговое восприятие. Так, древнеегипетское и традиционное китайское описание - это циклическая последовательность эр; символ времени древней Индии - колесо, бесконечная цепь из «настоящего - будущего - прошедшего».
Представление о времени развивается постепенно как у отдельного человека, так и у человечества в целом, и временные категории определяются той культурой (или той цивилизацией), парадигмы которой довлеют в индивидуальном и коллективном сознании.
Идея времени, по мнению некоторых исследователей, психологически родилась из двух совершенно разных источников - повторяемости и неповторяемости событий, т.е. ритмического повторения чего-то (ударов пульса, суточной смены дня и ночи, сезонов года) и неповторимого однократного течения чего-то, например рождения, роста, старения и умирания живых существ.
Представления о времени не являются врожденными - они развиваются постепенно в процессе формирования личности, и временные (как и пространственные) понятия человека определяются той культурой (цивилизацией), к которой он принадлежит.
Представления о том или ином явлении в науке определяют понятия, методологию, методы исследования. Проблема включения времени как категории в научную психологию возникла давно.
А.Г. Асмолов пишет: «О природе времени и его роли в детерминации развития личности в психологии известно до обидного мало. Классические исследования В.И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальных системах затронули психологию по касательной. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики. Любые трансформации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения интерпретировались как иллюзии, некие «кажущиеся» отклонения от физического времени. В советской психологии тезис зависимости времени от тех систем, в которые оно включено - в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жизненного пути человека - был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Эти представления лишь недавно стали интенсивно разрабатываться в психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник). В исследовании Е.И. Головахи, А.А. Кроника дается характеристика различных форм детерминации времени жизни человека: «физического» или «хронологического» времени, к которому до сих пор сводится представление о времени в позитивистски ориентированной психологии познания; «биологического» времени, зависящего от жизнедеятельности биологических систем и изучаемого прежде всего в цикле работ о биологических ритмах жизни, о биологических часах; «исторического» времени, обусловленного особенностями социогенеза конкретно-исторических общностей; «психологического» времени личности, представляющего собой одновременно условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути личности».
В изучении времени в современной психологии выделяются несколько направлений: сенсорный (восприятие времени); событийный (психологическое время личности - как смена событий); описательный (представления о времени как образы в искусстве, живописи, поэзии) и др.
В науке XX столетия вошло представление об отличии физического времени, имеющего строгие, объективные, научно выверенные показатели и величины измерения, от времени субъекта, переживаемого, осознаваемого и конструируемого самой его активностью. Реальность и объективность физического, математического времени нетождественна реальности времени социального бытия человека, эти реальности и научные понятия о них не совпадают, хотя и связаны. Человеческая жизнь протекает в объективном физическом времени, но для человека имеют значения не константы времени, а то, какова качественная форма активного бытия во времени, каково осуществление жизни.
В работах С.Л. Рубинштейна и его учеников был сделан шаг в понимании активности личности в отношении ко времени. Личность предстала как субъект «жизненного пути», не только как зависящая от событий, периодов жизни, но и как строящая «жизненную перспективу». Была показана зависимость хода жизни, жизненного пути со всем многообразием его событий от типа личности, личностных особенностей, ее способов направлять, ускорять события своей жизни. К.А. Абульханова-Славская, подчеркивая зависимость жизнедеятельности от самого субъекта жизни, различает три структурных образования жизненного пути личности: «жизненную позицию», «жизненную перспективу» (понятие, близкое к понятию временной перспективы), «смысл жизни». Таким образом, активность личности в отношении к времени жизни стала предметом всестороннего изучения, что позволяет строить программы обследования и диагностики посредством анализа жизненных планов, жизненных позиций и временных перспектив.
Самостоятельность и научность психологии означает признание актуальности временного, пространственного и логико-математического структурирования ее содержания. Основной психологический смысл связи сигнала и реакции, информации и ее интерпретации выражается не столько самой по себе идеей соотносительной связи психологического и физического времени, сколько тем, что введение этой координаты в систему психологического знания позволяет осуществлять измерение качественно раз-личных процессов изменения психологической активности человека.
Время - основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координату имеют все характеристики человеческой деятельности - условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление. Всякое действие субъекта представляет собой процесс, а любой процесс развернут во времени и характеризуется особыми временными закономерностями. Опыт субъекта - это его мир, который имеет свою структуру, складывающуюся в прошлом, а с другой стороны - погруженную в сиюминутную деятельность. Структуры опыта в виде пространственных и временных схем управляют поведением человека. «Время - это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъекта… Жизнь входит в определение времени», - замечает Ю.К. Стрелков, рассматривая понятие времени в современной психологии.
В отличие от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени субъективное время жизни личности относительно. Оно центрировано на субъекте. Понимание человека как активного по отношению к самому себе субъекта жизни, имеющего представление о прошедшей части жизни, проживающего на-стоящее и проектирующего будущее, не представимо без включения фактора собственно «человеческого» времени, неоднородного по своей сути.
По мнению В.П. Зинченко, время для психологии выступает в качестве важнейшего средства изучения психики, условия (фактора) облегчающего или затрудняющего протекание психических процессов, существенного критерия эффективности последних.
Время в сознании поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Перед человеком стоит рефлексивная задача дифференциации им самим порожденной реальности, в том числе собственных образов пространства и времени, от действительности.
Таким образом, представления о времени в науке являются одной из точек отсчета в понимании человека, определяют подходы к изучению психологии человека.

0 comentarios:

Отправить комментарий